Практика организации проектного и проблемного обучения

Мультимедийный сторителлинг: контент, дизайн, производство

Вершинин Василий Александрович, Сахаревич Галина Александровна


Должность: Ассистент, ассистент

Подразделение: Факультет журналистики, ТГУ

Статус: Призеры Фестиваля "Лучшие образовательные практики ТГУ" 2018 

Аннотация

Курс разработан в рамках внедрения технологии проблемно-ориентированного обучения в ТГУ и нацелен на стимулирование активной самостоятельности студентов в образовательном процессе.

Главная задача данной образовательной практики через решение проблемных кейсов и командное проектирование медиапродукта дать магистрантам программы «Новые медиа, фотожурналистики и медиадизайн» понимание современной профессии журналиста, процесса медиапроизводства, дать практические навыки использования инструментов новых медиа, работы в команде.

Данная практика придерживается следующего алгоритма

1. Разделение группы на команды по 6–7 человек

2. Обсуждение и решение командами реальных проблем по технологии PBL (4 кейса)

3. Разработка и защита ментальных карт (майндмэпов) проектов команд

4. Разработка мудборда проектов

5. Разработка прототипов проектов

6. Защита проектов при участии представителей городских медиа, которые могут предложить лучшей команде площадку для реализации проекта

В рамках данной практики используются следующие образовательные технологии:

  • Проблемно-ориентированное обучение

  • Проектно-ориентированное обучение

  • Ментальные карты

  • Дизайн-мышление

  • Лекции и дискуссии

  • Проектная работа

В рамках данной образовательной практики студентами будут освоены базовые знания в области журналистики (принципы журналистики, правила поиска и построения журналистской истории, этические аспекты журналистики), освоены инструменты проектной работы над медиапроектом (ментальная карта, мудборд, дизайн-мышление, моделирование и прототипирование), навыки работы в команде и другие soft skills. Авторы курса имеют договоренность с томскими изданиями, что наиболее интересные проекты, разработанные в рамках данного образовательного процесса, получат возможность для реализации на их платформе.


Курс подходит для студентов магистратуры первого курса с любым образовательным бэкграундом.

Презентация, дополнительные материалы

Связаться с авторами: Вершинин Василий Александрович, Сахаревич Галина Александровна
Авторские практики проблемного и проектного обучения в курсах менеджмента (на основе включения результатов научных исследований и управленческого опыта автора в образовательную деятельность)

Блинов Владимир Николаевич

Должность: Профессор кафедры стратегического менеджмента

Подразделение: Институт экономики и менеджмента, ТГУ

Статус: Призёр Фестиваля "Образовательные практики ТГУ" 2017

Аннотация

Цель практики: Повышение краткосрочной эффективности и долгосрочной результативности обучения менеджменту в ТГУ

Задачи:

- создать и поддерживать на занятиях атмосферу взаимного уважения и доверия;

- увязать курсы с потребностями, интересами, проблемами и личностными особенностями студентов;

- обеспечить непрерывное совершенствование процесса преподавания и содержания курсов с помощью ряда инструментов рациональной и эмоциональной «обратной связи»;

- создать и поддерживать высокий уровень мотивации и вовлеченности всех студентов в освоение изучаемого материала;

- актуализировать содержание курсов на основе авторского управленческого и консалтингового опыта, авторских исследований особенностей национального менеджмента;

- вовлечь студентов в самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность, публикацию её научных результатов;

- сформировать базовые навыки менеджерских ролей (делегирование, рефлексия, выявление проблем, поиск лучших решений, командная работа);

- максимизировать полезность курсов: как для текущих исследовательских и образовательных практик (инструменты для ВКР), так и для настоящих и будущих производственных практик (например - инструменты и проекты организационной диагностики и стратегических изменений, компенсирующих дефициты национального менеджмента);

Ключевые результаты:

- Высокое качество выпускных студенческих проектов, как по каждому курсу, так и в ВКР, в т.ч. за счет использования знаний и навыков, полученных в курсах;

- Высокие уровни заинтересованности студентов в процессе занятий (посещаемость, включенность и отзывы, в т.ч. выпускников);

- Высокая оценка студентами качества преподавания.

Используется во всех авторских курсах менеджмента: «Стратегический менеджмент», «Организационная диагностики и управленческое консультирование» (специальность «Управление персоналом»), «Основы менеджмента» (специальность «Реклама и связи с общественностью»), «Менеджмент в молодежной политике» (специальность «Организация работы с молодёжью»).



Презентация

Связаться с автором

Междисциплинарный проект как форма применения концепции CDIO в образовательном процессе

Маслова Юлия Валентиновна, Кочеткова Татьяна Дмитриевна

Должность: Доцент кафедры квантовой электроники и фотоники, Доцент кафедры радиоэлектроники

Подразделение: Радиофизический факультет, ТГУ

Статус: Участник Фестиваля "Образовательные практики ТГУ" 2017

Аннотация

Цель практики: Совершенствование базового инженерного образования и подготовка конкурентоспособных выпускников-инженеров 

Задачи:

1) Развитие у обучающихся навыков проектной работы 

2) Развитие и укрепление междисциплинарных связей в применении полученных знаний, умений и навыков.

3) Разработка методики внедрения концепции CDIO в образовательный процесс.

4) Развитие профессиональных компетенций будущих инженеров в рамках проектного обучения.

5) Развитие системного мышления в области проектирования, производства и применения систем в контексте предприятия, общества и окружающей среды.

Ключевые результаты: 

1) Умение всесторонне применять полученные знания и навыки в решении реальных практических и производственных задач.

2) Навыки креативного мышления и профессионального реагирования на быстроменяющиеся условия при реализации реальных проектов.

3) Способность разрабатывать и оптимизировать бизнес-планы научно-прикладных проектов

Работа над проектом ведется в рамках семинарских и лабораторных занятий по курсам «Организация и планирование производства» и «Оптические системы связи». Защита проекта является частью итоговой аттестации по двум указанным дисциплинам.

Презентация

Связаться с авторами: Маслова Юлия ВалентиновнаКочеткова Татьяна Дмитриевна

«Образовательный заказ или как с физиками изучать историю» (семинарские занятия)

Алишина Галина Николаевна

Должность: Доцент кафедры истории и документоведения

Подразделение: Исторический факультет, ТГУ

Статус: Призёр Фестиваля "Образовательные практики ТГУ" 2017


Аннотация

Цель практики: Повышение мотивации студентов к образовательной деятельности в рамках непрофильного учебного курса.

Задачи:

1. Обеспечение условий для субъективации позиции студентов в образовательном пространстве

2. Согласование целей участников образовательного процесса и установление взаимной ответственности преподавателя и студентов в вопросах содержательного наполнения семинарских занятий и определения форм работы

3. Развитие у студентов навыка рефлексии в вопросах проектирования собственной образовательной деятельности

Ключевые результаты: 

1. Составление перечня пожеланий студентов к семинарским занятиям по истории, который служит, во-первых, средством диагностики студенческой группы (готовность к коммуникации, степень заинтересованности,превалирование внешней или внутренней мотивации и проч.), во-вторых, основной для выстраивания курса семинарских занятий под конкретную студенческую группу и, в-третьих, ориентиром при оценке качества проведения курса семинарских занятий

2. Создание условий взаимодействия, позволяющих преподавателю избегать ситуации навязывания своих решений студентам (наличие образовательного заказа дает преподавателю возможность выстраивать взаимодействие со студентами в режиме отклика на их пожелания)

3. Получение студентами опыта по проектированию своей образовательной деятельности в рамках отдельного учебного курса

Эта образовательная практика реализуется в три этапа:

1. На самом первом семинарском занятии студенческая группа формулирует свой заказ к преподавателю

2. На протяжении всего курса семинарских занятий преподаватель регулярно обращает внимание студентов на то, какие из их заказов выполняются.

3. На заключительном семинарском занятии студенты и преподаватель обсуждают и оценивают выполнение образовательного заказа в режиме «круглого стола»


Презентация

Связаться с автором

Курс «Физические поля и их взаимодействие с биосистемами» для междисциплинарных образовательных программ магистратуры

Чайковская Ольга Николаевна, Конов Иван Александрович

Должность: Профессор кафедры оптики и спектроскопии, Ассистент кафедры оптики и спектроскопии

Подразделение: Физический факультет, ТГУ

Статус: Призёры Фестиваля "Образовательные практики ТГУ" 2017 


Аннотация

Цель курса: Приобретение теоретических знаний физики и их применение для исследования отдельных молекул через понимание конформационных превращений молекул и выявление роли отдельных хромофорных групп молекул в процессе образования межмолекулярных комплексов с биологическими системами

Задачи:

  - дать основные принципы взаимодействия электромагнитного излучения с веществом;

 - описать принципы и законы, лежащие в основе работы приборов;

 - ознакомить с основными направлениями современных физических методов анализа структуры молекул;

 - научить принципам работы и приборов, используемых в данном методе исследования;

 - научить применять методы анализа и обработки информации с использованием прикладных компьютерных программ.

Ключевые результаты: Дисциплина адаптирована и реализована для обучения группы результаты студентов различных специальностей (инженер, физик, химик, биолог, медик)

Учебная дисциплина на английском языке в ООП двойного диплома «ТОМА» (совместно с Голландией), в автономной ООП «Биофотоника» (совместно с Финляндией)

Презентация

Связаться с авторами: Чайковская Ольга НиколаевнаКонов Иван Александрович

Организация обучающих экскурсий в исследовательские лаборатории как форма реализации метода проектов в процессе иноязычной подготовки бакалавров и магистров радиофизического факультета
Харапудченко Ольга Владимировна

Должность: Старший преподаватель кафедры английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов

Подразделение: Факультет иностранных языков, ТГУ

Статус: Призёр Фестиваля "Образовательные практики ТГУ" 2017 

Аннотация

Цель проекта: Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в устном общении в контексте выполнения профессионально значимых задач

Задачи:

- развитие умений публичной речи на английском языке, а также приобретение опыта выступления перед аудиторией( в данном случае перед студентами I и II курса) у магистрантов;

-совершенствование навыков восприятия речи на слух и навыков диалогической речи у студентов бакалавриата;

- развитие умений работать в команде.

Ключевые результаты - создание англоязычной среды на РФФ;

- готовность студентов бакалавриата и магистратуры к практическому использованию английского языка для специальных целей;

-повышение мотивации к изучению английского языка и специальных предметов ;

- решение проблемы обеспечения магистрантов самостоятельной работой

Проект по организации экскурсии в исследовательскую лабораторию является требованием к зачету в рамках курса «Английский язык для делового общения» (магистерская подготовка).


Презентация

Связаться с автором


Разработка совместно со студентами проблемно- ориентированных кейсов в ходе практических занятий
Петрова Валерия Николаевна

Должность: Доцент кафедры организационной психологии

Подразделение: Факультет психологии, ТГУ

Статус: Призер Фестиваля "Образовательные практики ТГУ" 2017 


Аннотация

Цель курса: Повышение у студентов уровня мотивации, стремления к самообразованию и активности во время практических занятий с целью формирования у них метакомпетенций современного специалиста

Задачи:

- Повышение у студентов уровня мотивации.

- Формирование у студентов стремления к самообразованию.

- Повышение у студентов активности во время практических занятий.

 - Формирование у студентов метакомпетенций современного специалиста

Ключевые результаты: 

1) Повышение уровня посещаемости практических занятий.

2) Повышение уровня готовности к практическим занятиям.

3) Формирование практических компетенций в ходе создания кейса по курсу в целом.

4) Принципиальное изменение качества освоения дисциплины на заочном отделении.

Практические занятия по курсам Качественные и количественные методы исследования, Психология городской среды, Формирование безопасной городской среды, Организация трудовой деятельности и др.


Презентация

Связаться с автором

ПРОЕКТ «МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» в курсе «Деловой иностранный язык (английский)» для магистрантов

Тихомирова Юлия Александровна

Должность: Доцент кафедры романо-германской филологии

Подразделение: Филологический факультет, ТГУ

Статус: Призер Конкурса "Лучшие образовательные практик ТГУ-2015" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"

Презентация



Связаться с автором
Организация проектного обучения английскому языку студентов магистратуры Радиофизического факультета

Харапудченко Ольга Владимировна

Должность: старший преподаватель кафедры английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов

Подразделение: Факультет иностранных языков, ТГУ

Статус: Призер Конкурса "Лучшие образовательные практик ТГУ-2015" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"

Презентация


Связаться с автором


ПРАКТИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ НА ОСНОВЕ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА «Волоконно-оптические системы связи»

Маслова Юлия Валентиновна

Должность: Старший диспетчер факультета, деканат

Подразделение: Радиофизический факультет, ТГУ

Статус: Призер Конкурса "Лучшие образовательные практик ТГУ-2015" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"

Презентация


Связаться с автором
Экологическое проектирование и оценка воздействия на окружающую среду

Мерзляков Олег Эдуардович

Должность: Доцент кафедры почвоведения и экологии почв 

Подразделение: Биологический институт, ТГУ

Статус: Победитель Конкурса "Лучшие образовательные практик ТГУ-2015" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"

Презентация


Связаться с автором
Практика организации проблемного и проектного обучения на примере учебно-методического комплекса

Петрова Галина Александровна

Должность: Доцент кафедры английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов

Подразделение: Факультет иностранных языков, ТГУ

Статус: Участник Конкурса "Лучшие образовательные практики ТГУ-2015" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"

Презентация

Самостоятельная исследовательская работа студентов «Анализ рынков труда отрасли экономики» (в рамках курса «Экономика труда»)

Соколов Дмитрий Николаевич

Должность: Аспирант

Подразделение: Экономический факультет, ТГУ

Статус: Участник Конкурса "Лучшие образовательные практики ТГУ-2015" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"

Презентация


Связаться с автором


Технология проектного обучения

Вусович Ольга Владимировна

Должность: Старший преподаватель кафедры управления инновациями

Подразделение: Факультет инновационных технологий, ТГУ

Статус: Участник Конкурса "Лучшие образовательные практики ТГУ-2015" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"

Презентация


Связаться с автором

Проектная технология обучения по направлению “Управление качеством”

Квеско Светлана Брониславовна 

Должность: Доцент кафедры управления качеством 

Подразделение:  Факультет инновационных технологий, ТГУ 

Статус: Участник Конкурса "Лучшие образовательные практики ТГУ-2016" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"

Аннотация

В современную эпоху существует потребность в людях, которые выполняют работу в новых условиях и способны к самообразованию и саморазвитию, к активной мыслительной и производственной деятельности, обладают критичностью мышления, стремятся к поиску нового, к самообразованию. В работе выявлена дидактическая парадигма, которая ориентирована на применение проектной технологии. Проектная технология обучения XXI века привлекает разумным балансом между академическими знаниями и прагматическими умениями, между разнообразием методов и интеграцией знаний и умений. В работе дается классификация проектов, прописываются требования к использованию проектной технологии обучения, к грамотному формулированию целей проектирования, выявлены отличительные черты проектной технологии. В ходе исследования была поставлена и реализована цель, которая заключалась в анализе сути проектной технологии обучения и ее особенностей.

Презентация


Связаться с автором

Выполнение проекта как возможность получить реальный опыт управления изменениями

Пак Вадим Дмитриевич

Должность: Ассистент кафедры управления образованием

Подразделение: Факультет психологии, ТГУ

Статус: Участник Конкурса "Лучшие образовательные практики ТГУ-2016" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"


Аннотация

В курсе «Управление развивающейся организацией» – проект как альтернатива традиционному экзамену. При этом мы работаем не в жесткой проектной технологии, а скорее в проектной идеологии и проект в данном случае для нас – некоторое самостоятельное пробное действие.

Один из основных разделов в курсе – управление изменениями, которому и посвящена работа студентов.

Главная цель – чтобы студенты прожили, прочувствовали, получили опыт управления изменениями.

Процесс:

‒ теоретический концептуальный вброс

‒ работа с кейсом

‒ установка на проект, совместная со студентами разработка задания, формулирование идеального результата

‒ студенты разрабатывают планы своих проектов; при этом моя роль – не эксперта, который указывает на ошибки, а человека который задает проблематизирующие вопросы

‒ студенты осуществляют свои планы; организация всех их действий лежит полностью на их плечах

‒ основной теоретический материал

‒ написание аналитического отчета о проделанной работе.

Эффекты:

‒ в зависимости от специфики своего проекта студенты привлекают накопленные знания из других курсов

‒ развиваются компетенции: ПК (профессиональные), soft-skills

‒ отдельно выделил бы развитие аналитического и системного мышления и проектной компетентности

‒ тория лучше ложится на уже случившийся опыт

‒ данная практика как индикатор: такая работа вызывает большое сопротивление со стороны студентов из-за низкой готовности к самостоятельным реальным действиям.

Презенетация


Связаться с автором


Разработка, апробация и внедрение в учебный процесс курсов для магистров и бакалавров специальности “Психология” с элементами PBL (Problem Based Learning) и RBL (Research Based Learning)

Петрова Валерия Николаевна

Должность: Доцент кафедры организационной психологии

Подразделение:  Факультет психологии, ТГУ

Статус: Участник Конкурса "Лучшие образовательные практики ТГУ-2016" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"


Аннотация

Разработка, апробация и внедрение в учебный процесс курсов для магистров и бакалавров специальности «Психология» с элементами PBL (Problem Based Learning) и RBL (Research Based Learning):

Психология профессиональной и жизненной перспективы – курс для бакалавров, включающий элементы PBL (Problem Based Learning): работа с проблемно-ориентированными кейсами, групповая работа, дискуссии.

Психология городской среды – курс для бакалавров, включающий элементы RBL (Research Based Learning): проведение собственных исследований реальной городской среды по месту проживания с привлечением дополнительных испытуемых; последующее обсуждение результатов исследований в рамках учебных занятий, групповая дискуссия с целью выявления общих закономерностей современной городской среды.

Формирование безопасной городской среды - курс для магистров, включающий элементы RBL (Research Based Learning), предполагающий исследование реальной городской среды с последующим анализом её актуального состояния и выработкой рекомендаций по её совершенствованию. Итоговая защита исследовательских проектов (образцы выполненных исследовательских работ могут быть предоставлены). 

Технологии активации достижений личности: медиация, фасилитация, коучинг – курс для магистров, включающий элементы PBL (Problem Based Learning): работа с проблемно-ориентированными кейсами, групповая работа, дискуссии.

Презентация


Связаться с автором


Практика организации площадки для реализации проектной деятельности студентов - Мастерская профессиональных проб “ПОРА” (МПП “ПОРА”)

Тренькаева Наталья Анатольевна

Должность: Доцент кафедры генетической и клинической психологии 

Подразделение: Факультет Психологии, ТГУ

Статус: Призер Конкурса "Лучшие образовательные практики ТГУ-2016" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"


Аннотация

Тема - Презентация проекта «Мастерская профессиональных проб «ПОРА» (практика/опыт/развитие/активность)

Цель – ознакомить слушателей с опытом организации площадки для реализации проблемно-ориентированного и проектного видов обучения студентов.

Описание - проект МПП «ПОРА» реализуется на кафедре генетической и клинической психологии с 2016 года. Согласно решению кафедры формат МПП «ПОРА» является экспериментальной площадкой для реализации проблемно-ориентированного и проектного видов обучения для студентов. Проект сопрягает в себе запрос кафедры на новые форматы работы с учащимися и запрос студентов на новые практико-ориентированные формы обучения.

Образовательные результаты:

личностные – повышение мотивации к обучению;

метапредметные - актуализация организационного потенциала, повышение коммуникативной компетентности, образовательная самостоятельность и инициативность;

предметные - освоение технологии проектного и проблемного обучения, освоение приёмов фасилитации и коучинга в образовательных целях, обучение технологии создания и ведения тренинга, проведения индивидуальных консультаций.

Презентация


Связаться с автором

Проектное обучение в рамках курса “Компьютерные технологии”

Мещеряков Владимир Алексеевич, Политов Михаил Владимирович, Жуков Андрей Александрович

Должность: Доцент, Старший преподаватель, Доцент

Подразделение: Радиофизический факультет, ТГУ

Статус: Призеры Конкурса "Лучшие образовательные практики ТГУ-2016" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"


Аннотация

В рамках курса «Компьютерные технологии» магистранты выполняют несколько минипроектов и один итоговый проект. Минипроекты направлены на достижения конкретных целей по трем разделам дисциплины: минипроекты по технологиям создания, обработки текстовой, графической и мультимедиа – информации; минипроекты по технологиям автоматизации экспериментальных исследований; минипроекты по технологиям визуального программирования для моделирования задач радиофизики. 

Данный курс органично вписался со своими исследовательскими и инженерными компетенциями во все магистерские программы, реализуемые на факультете. В первом разделе рассматриваются современные технологии обработки информации представленной в различной форме. Изучаются компьютерные прикладные инструментальные средства визуализации и документирования информации. Осваиваются средства для подготовки научных отчетов и публикаций, прививаются практические навыки поиска и навигации в источниках информационных ресурсов, разработки собственных сайтов с результатами исследований.

Во втором разделе дается обзор аппаратных ресурсов различного уровня, используемых в системах автоматизации научных исследований. 

В третьем разделе дисциплины изучаются современные инструментальные средства моделирования прикладных задач. Рассматриваются вопросы обработки информации, создания и использования прикладных динамических библиотек, баз данных, программной реализации прикладных интерфейсов.

Итоговый проект направлен на реализации компетенций связанных с управлением инновационными проектами. Он раскрывает цивилизационное и инженерное содержание современных компьютерных технологий их интеграцию и получение инновационных результатов. В докладе представлены примеры конкретных проектов и результаты их выполнения.

Презентация


Связаться с авторами: Мещеряков Владимир Алексеевич, Политов Михаил Владимирович, Жуков Андрей Александрович

Цикл семинарских занятий “Предпринимательское право”

Татаркина Ксения Павловна

Должность: Доцент кафедры гражданского права

Подразделение: Юридический институт, ТГУ

Статус: Победитель Конкурса "Лучшие образовательные практик ТГУ-2016" в номинации "Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения"


Аннотация

Тема: цикл семинарских занятий «Предпринимательское право» 

Цель: закрепление теоретических знаний, отработка практических навыков, необходимых для организации собственного бизнеса, юридического сопровождения деятельности коммерческих организаций, защиты интересов представителей бизнеса.

Задачи:

- освоение понятийного аппарата;

- развитие аналитических навыков;

- закрепление навыка презентации себя и подготовленного материала;

- усвоение особенностей работы в команде;

- накопление практических навыков по юридическому сопровождению предпринимательской деятельности (при легитимации субъекта предпринимательской деятельности, проведении государственной (муниципальной) проверки, приватизации государственного и муниципального имущества, лицензировании, вступления в саморегулируемую организацию, реорганизации, ликвидации юридического лица, банкротстве субъекта предпринимательской деятельности и т.д.)

Особенность цикла семинарских занятий: единый сквозной проектный метод их организации. Студенты в небольших группах последовательно «проживают» все этапы развития предпринимательской деятельности: от самостоятельного выбора вида предпринимательской деятельности, до ликвидации и банкротства субъекта предпринимательской детальности. Теория и практика на семинарских занятиях сильно переплетается, дополняя и усиливая качество знаний студентов.

Ключевые образовательные результаты: Практически ориентированное овладение материалом дисциплины. Готовность студентов к осуществлению реальной юридической деятельности высокого уровня.

Презентация


Связаться с автором